Для педагогических работников в Узбекистане прохождение двухуровневой аттестации является обязательным этапом в процессе профессионального развития. Цель этой аттестации состоит в определении уровня квалификации каждого педагога и соответствия его знаний и навыков требованиям должности.
Один из основных критериев оценки педагогической работы на аттестации — это набор баллов в зависимости от категории, в которую педагог желает попасть. Высшая категория требует набора 80 и более баллов, первая категория — 70 и более, вторая категория — 60 и более, а категория специалиста — от 55 до 59 баллов.
Столь же важно отметить, что при наборе менее 55 баллов аттестация считается не пройденной, что означает, что педагог не соответствует квалификации для занимаемой должности специалиста. Однако стоит отметить, что данное правило не распространяется на педагогических работников, привлекаемых к внеплановой аттестации.
Процесс двухуровневой аттестации является приоритетным для педагогических работников в стремлении повысить свою профессиональную квалификацию и заслужить признание в учебной среде. Благодаря этому процессу, педагог может продемонстрировать свои знания, навыки и оценить свои достижения в течение предыдущего периода работы.
Система оценки, основывающаяся на наборе баллов, позволяет объективно оценить качество работы педагогического работника и его профессиональные достижения. Это также стимулирует педагога к продолжительному самообразованию и постоянному повышению своего уровня профессионализма.
Каждая категория имеет свой набор требований, которым педагог должен соответствовать, чтобы набрать необходимое количество баллов. Высшую категорию можно достичь только при высоком уровне профессионализма, оцениваемого по таким критериям, как презентация научного материала, организация уроков и внеклассных мероприятий, преподавание предмета в соответствии со стандартами и требованиями.
Первая категория требует также индивидуальной научной и практической деятельности, проявления самостоятельности в профессиональной работе и поддержки инновационных методов обучения.
Вторая категория предполагает проявление уверенности и компетентности в преподавании, наличие уникальных подходов к обучению, прогрессивных методик и использование современных технологий в работе.
Категория специалиста требует наличия определенных базовых знаний и практических навыков.